4.0
Корпоративное
управление
4.1
Корпоративное управление
Система
корпоративного
управления

Основная часть активов в виде акций/долей принадлежит АО «ВМЗ», единственному акционеру (участнику) обществ группы - АО «ОМК», АО «ЧМЗ», АО «АТЗ», АО «Трубодеталь», АО «БАЗ», АО «ВРК-3», ООО «ОМК- ИТ», ООО «ВМЗ-Техно», ООО «ВМЗ-Универсал», ООО «ОМК- ЦЕС» и др.

Функции единоличного исполнительного органа основных производственных единиц группы переданы по договору управляющей организации - Акционерному обществу «Объединенная металлургическая компания», которое является управляющей организацией АО «ВМЗ», АО «Трубодеталь», АО «АТЗ», АО «ЧМЗ», АО «БАЗ».

АО «ОМК» - непубличное общество. При этом система корпоративного управления как в самом АО «ОМК», так и в группе ОМК в целом строится на базовых принципах, закрепленных в Кодексе корпоративного управления.

В структуре управляющей организации существуют следующие органы управления:

  • общее собрание акционеров (единственный акционер)
  • совет директоров
  • правление (коллегиальный исполнительный орган)
  • председатель правления (единоличный исполнительный орган, который без доверенности действует как от имени АО «ОМК», так и от имени обществ, с которыми заключены договоры о передаче полномочий единоличных исполнительных органов).

Несмотря на то что ОМК - непубличная компания, она проводит самооценку системы корпоративного управления на базе принципов и установок, которые, как правило, используют публичные компании. В 2019 году независимую оценку корпоративного управления не проводили. ОМК при совершенствовании системы корпоративного

управления руководствуется законодательством и лучшими практиками. Следуя установкам и рекомендациям ЦБ России, Росимущества и т.д., компания проводит систематизированную работу по совершенствованию корпоративного управления и управления рисками.

Ориентируемся преимущественно на стратегические цели: повышение эффективности, надлежащее структурирование руководящих и управленческих функций, надежный и эффективный риск-менеджмент, повышение уровня общекорпоративной культуры оценки, принятия, управления рисками. Стремимся повышать рентабельность капитала.

Принципы корпоративного управления
  1. соблюдение прав акционеров;
  2. создание совета директоров в качестве эффективного органа управления;
  3. исполнительное руководство представлено как единоличным исполнительным органом, так и коллегиальным;
  4. прозрачность и раскрытие информации на добровольной основе. При этом речь идет не только и не столько о предоставлении информации по запросам банков и прочих контрагентов, но и именно о раскрытии информации для неограниченного круга стейкхолдеров - через публикацию пресс-релизов, подробных годовых отчётов и т.п.;
  5. управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит. Служба внутреннего аудита ОМК успешно работает более 10 лет;
  6. корпоративная социальная ответственность, деловая этика, комплаенс.
4.2
Корпоративное управление
Совет
директоров

В 2019 году провели 50 заседаний совета директоров. Обсуждали вопросы, отнесенные к компетенции совета: формирование правления, рассмотрение бюджетов (в том числе затраты на благотворительность, одобрение пожертвований и др.) и отчеты об их исполнении, одобрение сделок (оптимизация структуры собственности, реализация проектов и др.).

Систему комитетов при совете директоров планируют сформировать в 2020 году. Функционирующие в настоящее время комитеты созданы при исполнительных органах.

Анатолий Седых
председатель совета директоров
НАТАЛЬЯ ЕРЕМИНА
Председатель правления
ВЛАДИМИР МАРКИН
Заместитель председателя совета директоров
АНАСТАСИЯ ПОЛЕТАЕВА
Адвокат Московской городской коллегии адвокатов
СВЕТЛАНА ОБОЛЕНСКАЯ
Корпоративный секретарь
ПЕТР ТРУШИН
Директор по управлению эффективностью
4.3
Корпоративное управление
Правление
ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ
Руководитель департамента по развитию активов и инвестициям
НАТАЛЬЯ ЕРЕМИНА
Председатель правления
ЭДУАРД СТЕПАНЦОВ
Руководитель коммерческого департамента
СВЕТЛАНА НИКОЛАШИНА
Руководитель департамента по управлению персоналом
ЮЛИЯ ШХИЯНЦ
Руководитель департамента по экономике и финансам
4.4
Корпоративное управление
Система
комплаенса

В2019 году ОМК утвердила политику комплаенса. Документ подтверждает стремление компании к обеспечению соответствия своей деятельности требованиям действующего законодательства, регуляторным требованиям и принципам этичного ведения бизнеса.

В качестве первоочередных направлений развития комплаенс-системы, компания определила следующие области:

  1. антимонопольный комплаенс;
  2. налоговый комплаенс;
  3. антикоррупционный комплаенс и соблюдение норм этики;
  4. комплаенс в области торговых и экономических санкций;
  5. отраслевой регуляторный комплаенс, включающий в себя: (а) комплаенс в области реализации мер государственной поддержки; (б) в области обеспечения сохранности персональных данных; (в) в области экологической безопасности; (г) противодействия легализации средств, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Цели компании в области комплаенса
  • минимизация комплаенс-рисков;
  • формирование комплаенс-культуры;
  • анализ и предотвращение ситуаций, в которых возможно несоблюдение комплаенс-требований.
Достижение этих целей предполагает выполнение следующих задач
  • создание системы выявления комплаенс-требований;
  • оценка комплаенс-рисков и последующая разработка и внедрение политик, процедур и мероприятий по их минимизации;
  • исполнение политик, процедур и мероприятий, разработанных для минимизации комплаенс-рисков, всеми работниками компании;
  • создание системы контроля за выполнением комплаенс-требований, предотвращением и устранением нарушений комплаенс-требований;
  • организация регулярного обучения и повышение осведомленности работников Компании о комплаенс-требованиях и возникающих комплаенс-рисках.

Функциональную поддержку системы осуществляет комплаенс-группа, состоящая из главного комплаенс- менеджера и комплаенс-офицеров по направлениям. Деятельность комплаенс-группы регулируют принятое в 2019 г. «Положение о комплаенс-группе» и политики по соответствующим направлениям.

Группа создана приказом председателя правления ОМК Натальей Ереминой и подотчетна ей. Участники совмещают деятельность в области комплаенса с основной работой по должности.

Принципы комплаенса ОМК
  1. Комплексный подход к выявлению комплаенс-требований и оценке комплаенс-рисков:
    Постоянно оцениваем деятельность компании на соответствие действующему законодательству, нормативным, регуляторным и иным внешним требованиям. Комплаенс-офицеры несут ответственность за своевременное вы- явление комплаенс-требований в вверенной им области и своевременно информируют коллег о рисках для внедрения процедур и мероприятий по их минимизации. Работники компании обязаны уведомить группу о комплаенс-требованиях.
  2. Вовлеченность всех работников компании в процесс создания системы комплаенса:
    Все работники компании вовлечены в процесс создания системы комплаенса, контролируют выполнение требований, предотвращают и устраняют нарушения.
4.4
Корпоративное управление
Система
комплаенса
  1. Принятие и соблюдение требований системы комплаенса
    всеми работниками компании:

    Все сотрудники руководствуются установленными требованиями системы комплаенса. Исполнение разработанных мер, правил и процедур по минимизации комплаенс-рисков - персональная ответственностью каждого работника.
  2. Обеспечение беспрепятственного, оперативного и неограниченного доступа к информации:
    В ОМК участникам комплаенс-группы предоставляют любую информацию, которая необходима для ее работы с учетом соблюдения необходимого уровня защиты информации.
Антимонопольный комплаенс

В 2019 году в ОМК ввела в действие антимонопольную политику. Ее цели:

  • обеспечение соответствия деятельности компании требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации или иных юрисдикций, на территории которых компания осуществляет или планирует осуществлять деятельность;
  • формирование у работников и руководителей компании единообразного понимания мер, правил и процедур, направленного на соблюдение требований антимонопольного законодательства;
  • предупреждение и минимизация рисков нарушений ОМК и ее работниками антимонопольного законодательства.

Основные правила, установленные антимонопольной политикой, касаются следующих аспектов деятельности ОМК:

  • Доминирующее положение;
  • Взаимодействие с конкурентами;
  • Участие в бизнес-объединениях;
  • Недобросовестная конкуренция;
  • Взаимодействие с контрагентами;
  • Взаимодействие с органами государственной власти;
  • Участие в публичных закупках.
4.4
Корпоративное управление
Система
комплаенса
Антикоррупционный комплаенс

Антикоррупционный комплаенс осуществляется в соответствии с антикоррупционной политикой ОМК, принятой в 2018 году. В отчетный период:

  • Обеспечено соответствие антикоррупционной политике в части дарения/получения подарков. Сотрудники декларируют подарки от контрагентов стоимостью более 1 тыс. рублей. За отчетный период получили 101 уведомление. В двух случаях комплаенс-офицер рекомендовал вернуть подарок - он не соответствовал установленным требованиям. Ежегодно проводятся комплаенс-проверки корпоративных подарков ОМК.
  • В соответствии с антикоррупционной политикой внедрили процедуры контроля использования благотворительной помощи в форме сбора отчетности об использовании средств.
  • На внутрикорпоративном портале создали раздел «Комплаенс». Сотрудники могут ознакомиться с действующими требованиями. Дважды в год проводим информационную рассылку по всем сотрудникам от комплаенс-офицера с напоминанием о требованиях.
  • В офисных и производственных помещениях разместили плакаты с напоминанием о необходимости соблюдать антикоррупционные требования и о порядке сообщения о нарушениях.
  • Разработали обязательный онлайн-курс для обучения и тестирования знаний сотрудников по антикоррупционной политике.
  • Выработали новый порядок согласования агентских соглашений, которые исключает налоговые, правовые и коррупционные риски. В маршрут согласования добавлены ответственные специалисты по налогообложению и дирекции по правовым вопросам ОМК.
  • Создали дополнительную процедуру рассмотрения сообщений о коррупционных нарушениях, поступающих на горячую линию ОМК. За отчетный период получили одно обращение, которое по итогам проведенной проверки не подтвердилось.

Компания считает внедрение системы антикоррупционного комплаенса, начатое в 2018 году, в целом завершенным. На 2020 год намечены обучение и информирование сотрудников, контроль конфликта интересов, переоценка коррупционных рисков и проведение стресс-теста созданной системы.

4.4
Корпоративное управление
Система
комплаенса
Комплаенс в области персональных данных

В 2012 году в управляющей компании ОМК и в основных производственных бизнес-единицах реализовали комплекс организационных мер, направленных на исполнение требований в области обеспечения безопасности персональных данных:

  • разработали и утверждили необходимые локальные нормативные акты;
  • определили сотрудников, которые отвечают за обеспечение безопасности персональных данных;
  • разработали ряд документов в области обеспечения информационной безопасности.

К концу 2019 года нормативно-распорядительные документы по безопасности персональных данных прошли плановую корректировку на соответствие действующим нормативно-правовым актам.

Сформировали обучающие курсы:

  • для сотрудников, имеющих доступ к персональным данным – об обеспечении безопасности персональных данных в процессе их обработки и порядке взаимодействия с субъектами персональных данных;
  • для всех сотрудников компании – об общих принципах обработки персональных данных.

Проведели очное обучение сотрудников, задействованных в обработке персональных данных в Москве и Выксе. Остальным сотрудникам назначили обязательные электронные курсы.

Разработали чек-лист и проведели комплаенс-аудит исполнения требований по безопасности персональных данных в московском офисе компании. По итогам аудита выдали рекомендации о корректировке некоторых процедур.